На побережье Чёрного моря жила семья, дочь в которой была неизлечимо больна. После усиленных молитв к Пресвятой Богородице об исцелении дочери родителям чудесным образом было указано место, где она должна получить исцеление.
Сразу же отправившись в путь, семья пришла именно к этому источнику, а он был именно таким, как они видели в видении. Это был источник Успения Божьей Матери, или «Банаи» (ручка).
Усердно помолившись, родители оставили на некоторое время дочь у источника, а она продолжала молиться, испивать целебную воду, омываться в ней и исцелилась.
В знак благодарности девушка повязала у вод источника свой девический пояс, тем самым дала обет безбрачия и исполнила его, прожив в чистоте всю жизнь.
В дальнейшем многие, получив исцеление, оставляли у источника кто что: кто платок, кто просто кусок тканого полотна, которое впоследствии использовалось для пошива одежды монахам и для украшения построенной часовни.
Эта традиция, только в извращённом виде, дошла и до наших дней. Мы и сейчас видим рваные лоскуты материи на многих деревьях. Но некоторые учёные считают, что у этой традиции языческие корни. Повязывая ленту на дерево, человек просит об исполнении своего желания, обращаясь не к Господу, а к дереву, ставя тем самым дерево превыше Господа. Если мысли человека чисты, пусть он обращается к Господу в живой молитве, и тогда он непременно будет услышан. Развязав же хотя бы несколько тряпочек, вы сделаете благое дело, освободив деревья.
В начале 20-го века жена жителя города Геленджика сильно заболела непонятной внутренней болезнью. Самые знатные врачи того времени не могли её вылечить.
Посетив с верою источник, помолившись усердно у него, искупавшись в его целебной воде, больная выздоровела.
В знак благодарности Богу муж её в 1914 году соорудил у источника часовню в честь Успения Божией Матери. Была проложена дорога к ущелью, обустроены подъезды к православной обители. Впоследствии часовня была разрушена, а при строительстве железной дороги исчезла и каменная рука.
Однако с того времени этот неописуемо красивый уголок кубанской земли стал местом массового паломничества, особенно греков-переселенцев. Это место напоминало их далекую Родину.
К грекам-переселенцам присоединились и православные братья. Праздник начинался пением церковных гимнов и радостным колокольным звоном, угощением традиционной понтийской кашей.
Обязательно резали барана, и не одного. Казалось, вся долина пахла жареным мясом, далеко разносился аромат горячих лавашей и разных блюд с острой приправой. Горели свечи. Вечером, когда прохладный ветерок охватывал всё ущелье, разжигали костры и начинали водить хороводы. Музыка долго не смолкала, звуки лиры были слышны далеко за горами. Это были волнующие часы для всех.
Пресвятая Богородица помогала недавним врагам смирить свой гнев, деловым людям заключить сделку, молодым найти где-то затерянную свою вторую половинку.
Недалеко от ущелья жили старик и старушка, они были очень бедны и питались только тем, что давал им лес.
Однажды старик пошёл в лес, чтобы добыть себе пропитания. Весь день он бродил, но мало что сумел найти.
Увидев ручеёк, он присел, чтобы передохнуть. Испив воды и умывшись, он почувствовал необыкновенный прилив сил. Он попил ещё, а когда посмотрел на своё отражение в воде, то увидел, что стал моложе.
Придя домой, старик рассказал жене о случившимся. Старушка, не дослушав его до конца, поспешила к источнику. Старик устремился за ней, но было уже поздно. Он не успел сказать ей самое главное – с каждым глотком этой воды человек становится моложе. Поэтому, подойдя к роднику, старик увидел сидящую у воды маленькую девочку.
Дело было в 50-х годах прошлого века. Тогда, жительница города Крымска, была еще совсем маленькой девочкой. Вместе с родителями она посетила святой источник, и, обернувшись, увидела женский образ, который быстро исчез. Спустя года, она осознала, что то была Пресвятая Богородица.
В 80-х годах было засушливое время и источник практически иссяк. На глазах у многих пришедших горожан к источнику подошла монахиня. Она долго молилась. На следующий день источники наполнились водой.